molchun22ru (molchun22ru) wrote,
molchun22ru
molchun22ru

Categories:

30 июл, 2019

https://aridmoors.livejournal.com/611528.html

11:23

Про даны

В день мемориального айкидо было так много событий и так много впечатлений, что я до сих пор не осмыслила их, и они продолжают всплывать в памяти, как диковинные морские цветы, оторвавшиеся от стебля на дне и всплывающие на поверхность океана то там, то тут.

( Свернуть )


***
Нам тогда показывали старые приемы, известные умершему Сенсею, и это были очень сложные приемы. Это правда: в айкидо часто бывает, что противник поддается, и иногда может показаться, что всё айкидо построено на игре в поддавки. Наверное это правда сегодня для большинства - если не для всех - додзё. Но мне повезло - или может быть меня судьба привела - попасть в круг необычных Сенсеев. Которые не афишируются и, как они сами говорят, "прячутся" в сегодняшнем мире.
- До войны быть сильным было хорошо. Тебя уважали. В современном мире нельзя показывать свою силу, тебя будут порицать. Умение прятать сегодня гораздо более ценно.

И они прячутся. Вы просто так не попадете на занятия к ним. Большинство из них не ведут занятия в качестве основной работы, а работают кем-то другим. В полиции, в математике, науке, инженерии. Бэтмэны)) Днем обычные люди, вечером Мастера айкидо.

Но даже у них есть пределы - или может быть, правильнее сказать, им есть куда расти. Один из старых приемов, который они показали, был основан на любимой технике умершего Сенсея: технике морально "связать" противника. Эту технику очень сложно описать, но является, по сути, квинтэссенцией айкидо, и тот, кто может ее проводить, достиг самого высшего уровня. В айкидо главная философия - это слияние с противником. Ты идешь в ту сторону, в какую противник хочет идти, и как река, обтекаешь его, а затем, как река, можешь его затопить, повести в другую сторону, унести на край земли - и все это время будешь в слиянии с ним. Быть как вода.

В реальности это воплощается в том, что существуют такие техники, когда ты сам не касаешься человека (т.е. не хватаешь его за руки, не бьешь, вообще как бы "не прикасаешься" каким-то грубым очевидным образом), но при этом человек делает то, что ты хочешь.
Это выглядит совершенно офигенно, когда это делает Мастер, но делать это крайне трудно.

Один из таких "приемов высшего мастерства" - это "тама-сагари". Погуглила сейчас, не нашла ни на одном языке в интернете. Кто-то может найти? Или это действительно такая крутая хрень, которая никому не известна, потому что она только среди этого закрытого общества? Суть приема в том, что противник хватает тебя за одежду или за руку, а ты поворачиваешься к нему таким образом, что когда ты затем садишься на пол, противник падает (т.е. валится с ног). По-настоящему валится.

По описанию это не звучит очень трудно; но на самом деле в драке оппонент всегда хочет устоять. Если вы, не хватая его, начинаете его куда-то вести, он просто от вас отцепится. Если вы сядете на пол, он отцепится и останется стоять. Сделать так, чтобы человек от вас НЕ ОТЦЕПИЛСЯ и потерял равновесие просто потому что вы сели - очень, очень трудно.

Когда мы стали практиковать этот прием, все в зале (вообще все) поддавались друг другу. То есть специально не отцеплялись. Меня это жутко раздражало, потому что я не видела смысла в приеме, который в реальности (как я думала тогда) весь построен на предположении, что противник от тебя не отцепится, когда в жизни - это абсолютно точно - любой бы отцепился. Когда один из сенсеев подошел к нашей паре, я задала ему этот вопрос.
- Но здесь же все построено на том, что противник тебя держит за руку и что он не отцепится, как же можно провести этот прием, если при повороте человек тупо отпустит руку и всё?
Сенсей сказал:
- Дай-ка я попробую. Веди себя естественно, если хочешь отцепиться, отцепляйся.

У него получилось с третьего раза. Но мне стало понятно. ЭТО ВОЗМОЖНО! Причем там нет никакой магии и никаких поддавков. Секрет такой техники в том, что айкидо-мастер делает место захвата, где человек держится за него, как бы "центром вселенной", вокруг которого крутится весь остальной мир и весь остальной прием, и делает этот центр абсолютно неподвижным в пространстве. Так как рука и захват не двигаются, хватающему человеку кажется, что он прочно ухватился, и он не отпускает руку - ведь движения или натяжения в этом месте нет. Затем айкидо-мастер занимает удобную позицию в пространстве - в случае конкретно того приема это было очень близкое положение к противнику, причем плечо мастера должно быть как бы над плечом противника - и резкий поворот затем довершает дело - противник внезапно теряет равновесие и валится на пол, не понимая, что произошло. Все это построено на крайне точном контроле своего положения в пространстве (важен буквально каждый миллиметр), и точном балансе мягкости-жесткости и скорости движений.
И да, это очень сложно и высший пилотаж, но это реально, это возможно и это очень интересно. И это из серии "поймать муху палочками в полете".

***
Конечно, не все из этих сенсеев могут поймать муху палочками в полете. Они и не считают себя такими - они говорят, что вот их Сенсей, у кого они учились, вот это да. Мне прямо жалко, что они не продолжают его дело. Уходит эпоха, сквозь пальцы просачивается в песок.

Когда в субботу после занятия мы сидели в ресторане, я спросила у моего сенсея, какой у него дан. Он сказал, что четвертый. Один из учеников напротив заволновался.
- Как же так?! Как же так?! А вы говорите, что у вашего старого Сенсея всего шестой дан?! Как это может быть?! Я не понимаю!
Мой сенсей сказал мягко:
- Потому что ему не нужны даны. Ты поймешь со временем. Даны ничего не значат.
- Но я не понимаю! Почему он не получил дан?!
- Потому что они не нужны. Это и есть айкидо. Ты поймешь.

Поэтому на самом деле я не знаю, какой дан у моего сенсея в реальности. Я думаю, он тоже в какой-то момент понял, что они не нужны, и скорее всего после этого он просто остановился получать эти даны, как и его старый сенсей.

А еще я спросила:
- Сенсей, а кто из вас всех собравшихся здесь сильнее всего?
- Никто.
- ????? Почему?
- А как ты определишь силу? По одной драке? Но это всего лишь одна точка во времени и пространстве. Успех зависит от того, кто как себя чувствует в этот день, кто пришел усташим, кто не спал ночь... да в конце концов просто от удачи. А на следующую драку победит другой. И как ты скажешь, кто из них сильнее? И в чем?

Я ужасно счастлива, что могу быть рядом с Сенсеем.
Tags: 2019-07, aridmoors, айкидо, за жизнь
Subscribe

  • OH. MY. GOD

    Оооооо. Аааааааа. Я безмерно счастлива. Я рада. Меня прёт. Сегодня первый рабочий день в Сайре, и я оооооо.... Аааааааа .... Оргазм.... Блин. Да.…

  • (no subject)

    Тут недавно американская (в основном) общественность разбушевалась, что мол китайцы создали первых детей, геном которых улучшен с помощью новой…

  • 26 май, 2018

    Ааааааа, какой у меня крутой компьютер дома!!!!!!!!!!!!! Я прям заценила. Я просто наделала кучу данных в виде покадровой съемки на атомном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments